Финансовые Известия,
3 марта 2011 г.
До суда
1508 просмотров
Возможно, в скором времени в России появится институт страхового омбудсмена. По крайней мере, как отмечает глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Кигим, предварительные консультации с представителями судебной власти свидетельствуют об их готовности поддержать эту идею. По мнению экспертов, грамотная реализация данного проекта позволит в несколько раз снизить число судебных разбирательств между страховщиками и их клиентами.
Как отмечают участники страхового рынка, необходимость введения института страхового омбудсмена назрела давно. Дело в том, что с развитием страхования, с появлением его новых видов неизбежно выросло количество споров между компаниями и клиентами, за разрешениями которых последние обращаются в суды. "Ситуация обострилась в последние годы, загруженность судов страховыми спорами оказалась чрезмерной. Жалобами оказались переполнены и государственные надзорные органы. Поэтому появление любых альтернативных способов разрешения страховых споров нами только приветствуется", - говорит исполнительный директор-руководитель департамента правового и документационного обеспечения страховой группы "УралСиб" Рафаэль Климов.
Напомним, что основной функцией страхового омбудсмена является рассмотрение споров между страховщиками и страхователями. Решение омбудсмена в пределах определенного лимита - например, 5 тысяч евро - должно быть обязательным, по крайней мере, для страховщика, и не предполагать дальнейшего обращения в судебные инстанции. "При этом круг вопросов, разрешаемых омбудсменом, имеет ряд ограничений. В частности, омбудсмен не разрешает правовые вопросы, имеющие последствия за рамками отдельного договора страхования. То есть, например, омбудсмен не может признать отдельные условия договора недействительными, так как это создаст правовые последствия в отношении аналогичных заключенных договоров, это прерогатива суда", - поясняет исполнительный директор страховой компании "РОСНО" Дмитрий Попов.
В рамках данного вопроса эксперты ориентируются на опыт Германии, где страховой омбудсмен рассматривает исключительно жалобы граждан к страховщикам. Он имеет право единолично решать споры по жалобам в пределах 10 тысяч евро, а его решения обязательны для исполнения страховщиками и не могут оспариваться ими в судах.
Правда, по мнению Дмитрия Попова, введение института страхового омбудсмена в России, как он реализован, например, в ФРГ, в полном объеме невозможно. "Прежде всего это связано с правовой культурой российских граждан, поскольку в настоящее время, как показывает практика, граждане, интересы которых и призван отстаивать омбудсмен, обращаются в суды и органы исполнительной власти, так как результат в этом случае представляется страхователям наиболее гарантированным", - отмечает он.
Говорить о конкретных сроках введения данного института в России пока рано. В стране даже еще не существует его законодательной регламентации. "Нам известно о конкретных действиях в этом направлении только одной организации - ВСС, в планы которого входит создание института страхового омбудсмена в течение полутора лет. Нам этот срок представляется реальным", - говорит Рафаэль Климов. "Памятуя о том, как долго у нас могут приниматься окончательные решения, фактическое появление омбудсмена на страховом рынке может затянуться и на пять лет. Но при наличии политической воли такой институт может появиться до конца текущего года", - считает глава страховой группы "Межрегионгарант" Евгений Потапов. "Принимая во внимание отсутствие нормативной базы, регулирующей данный институт, введение страхового омбудсмена при учете и анализе зарубежного опыта может занять 2-5 лет, при этом государство должно приложить максимум усилий для того, чтобы страховой омбудсмен смог заменить собой судебные органы", - отмечает Дмитрий Попов.
Институт омбудсмена представляет собой действительно передовую и хорошую практику, которую конечно же необходимо внедрить на российском страховом рынке, но рассматривать его как панацею для решения всех проблем, вызванных текущей непростой ситуацией во взаимоотношениях между страховщиками и страхователями, ни в коем случае нельзя, подчеркивает глава страховой компании "Россия" Юрий Колесников. "Надежда на какое-то чудо, которое одним взмахом волшебной палочки решит все проблемы в отрасли, очень характерна для нашей страны. Страховой омбудсмен, с моей точки зрения, очень похож именно на такое чудо. На самом деле большая проблема не в наличии омбудсмена, а в страховой грамотности, прозрачности страхового рынка, контроле за страховыми посредниками", - говорит руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании "АльфаСтрахование" Денис Макаров.
В завершение следует отметить, что поиск инструментов рассмотрения страховых споров, альтернативных суду, не может рассматриваться в качестве единственного направления разгрузки судов и упрощения процедуры рассмотрения споров. "На наш взгляд, не менее важными здесь являются действия по совершенствованию страхового законодательства. Не секрет, что зачастую споры возникают вследствие недостатков этого законодательства, противоречивости либо недостаточной детализации отдельных его норм. Эти же недостатки обусловливают появление противоречивой судебной практики. Пока они не будут устранены, почва для возникновения споров будет существовать", - подчеркивает Рафаэль Климов. Наконец, важным направлением снижения количества споров может послужить стандартизация на рынке правил страхования и страховых продуктов по наиболее массовым видам страхования.
Марина КАДЫКОВА
Вся пресса за 3 марта 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
15 апреля 2025 г.

|
|
auto.mail.ru, 15 апреля 2025 г.
Резко выросло число угонов автомобилей в России: какие марки под угрозой

|
|
Адвокатская газета, 15 апреля 2025 г.
Допустимо ли начисление неустойки и штрафа на сумму убытков, взысканных со страховщика?

|
|
Коммерсантъ-Ростов-на-Дону, 15 апреля 2025 г.
Донским аграриям за потерю урожая в 2024 году выплатили более двух миллиардов рублей

|
|
Коммерсантъ-Ростов-на-Дону, 15 апреля 2025 г.
Донским аграриям за потерю урожая в 2024 году выплатили более двух миллиардов рублей

|
|
Российская газета онлайн, 15 апреля 2025 г.
Система автострахования в Союзном государстве заработает через неделю

|
|
360.ru, 15 апреля 2025 г.
Юрист Радько рассказал о мошеннической схеме при ДТП с европротоколами

|
|
Лента.Ру, 15 апреля 2025 г.
Россияне жалуются в страховые компании на врачей. Почему важно соблюдать клинические рекомендации?

|
|
Sputnik Беларусь, 15 апреля 2025 г.
Минимальный срок страхования транспорта сокращен в Беларуси до 5 дней

|
|
Колеса.kz, Алматы, 15 апреля 2025 г.
Страховые полисы в Казахстане не оформляют с 7 апреля

|
|
Областная газета, Екатеринбург, 15 апреля 2025 г.
ВТБ и «Росгосстрах» определили ключевые риски для имущества бизнеса

|
|
Интерфакс, 15 апреля 2025 г.
Акционеры СК «Ренессанс Жизнь» одобрили присоединение бывшей СК «Райффайзен Лайф»

|
|
Псковская лента новостей, 15 апреля 2025 г.
Под риском пострадать от заморозков оказались не менее 4,7 тысячи га садов и виноградников

|
|
UzDaily.uz, 15 апреля 2025 г.
Стремительный рост страхового сектора Узбекистана обусловлен высокорисковыми направлениями бизнеса

|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 15 апреля 2025 г.
В РФ могут обязать организаторов концертов и матчей страховать зрителей

|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 15 апреля 2025 г.
В России с начала года зафиксированы рекордные продажи полисов КАСКО

|
|
Report.Az, Баку, 15 апреля 2025 г.
ЦБА: Рост страховых взносов произошел за счет ограниченного числа компаний

|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 апреля 2025 г.
Немецкие страховщики поддерживают отказ обязательного страхования от природных катастроф

|
 Остальные материалы за 15 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|